Регулярный стиль

Регулярный стиль сада еще называют французским. Это объясняется тем, что данный стиль достиг своего расцвета именно во Франции, во время правления Людовика XIV. Тогда регулярные, правильные сады воплощали идеи абсолютного торжества красоты, упорядоченности и гения архитектурной мысли над природой. Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках. Они были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.
Регулярные сады распространились по многим странам, где они получали дальнейшее развитие и дополнялись новыми элементами.
В наши дни регулярные сады встречаются не так уж часто, многие ограничиваются лишь несколькими элементами регулярного стиля или оформляют в этом стиле какой-либо отдельный участок сада. Вообще, создание регулярного сада — процесс достаточно затратный, требующий проведения большого количества работ и осуществления ухода за каждым элементом.
Считается, что французский регулярный сад — выбор людей, отдающих предпочтение классической архитектуре прошлого. Регулярный сад станет прекрасным дополнением особнякам старинного типа с террасами, балюстрадами, скульптурными группами. Главная эмоциональная особенность стиля — торжественность, богатство, величие.
Особенности регулярного стиля:
- Регулярная сетка плана с центральной осью симметрии, прямыми дорожками, регулярными террасами,
- Преобладание стриженных газонов, вечнозеленых насаждений с четкой геометрической формой кроны и стриженных растений,
- Использование скульптуры, ваз классической формы, беседок, ротонд.
Итальянский сад
Итальянский сад также характеризуется регулярностью, однако имеет свои особенности:
- Симметричная планировка сада, прямые дорожки, мощеные камнем, битым кирпичом,
- Подчеркнутая архитектурность — каменное мощение, лестницы, гроты, скульптуры.
- Расположение сада на террасах с подпорными стенками, лестницами,
- Большое количество воды: каскады, гроты;
- открытое патио,
- использование топиарных форм,
- обилие ярких душистых растений.
Пейзажный стиль
В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад, а напротив, вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Это, так называемые, английские сады. Лишенный жесткости симметричного плана сада, каждый участок обустраивается с учетом его естественных ландшафтных особенностей. 
Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно так размещаются растения в природе. Свободная живописная планировка больше соответствует участку, ее осуществление требует обычно меньше земляных работ, подпорных стен, экранов и конструкций, а следовательно, более экономично. Особенно важно, что она вызывает также меньше разрушений и лучше объединяется со всем окружающим ландшафтом.
Особенности пейзажного стиля:
- Естественность пейзажей, отсутствие четких границ между зонами сада, отдыха,
- Плавность планировочных линий, сети дорожек, водоемов, газонов,
- Динамичность пейзажных картин.
Исламский сад
Под исламскими садами обычно понимаются сады, возникшие в разных регионах мусульманского мира в XIII–XV веках. В этих садах отразилась суровая и прямолинейно простая идеология раннего ислама, в которой сад с обилием зелени и воды ассоциировался с раем. Расположенные в основном в субтропической зоне исламские сады составляли неотъемлемую часть замкнутых в себе жилых и дворцовых комплексов. Существует совокупность признаков, позволяющих безошибочно узнавать традиционные исламские сады. Прежде всего это отчетливая геометричность их планов. Основу ее составляет т.н. «чор-бак» — четыре сада. План здесь формируется из одного или нескольких квадратов. Большой квадрат делится на четыре более мелких квадрата, которые, в свою очередь, могут быть разделены на еще более мелкие. Эти членения осуществляются с помощью дорожек, растений и мелких, нешироких каналов. В центрах квадрата часто стоят фонтаны (обычно небольшие), или размещаются бассейны с крохотными фонтанчиками, служащими для освежения воздуха. Атмосферу, создаваемую тихо журчащей водой дополняли экзотические деревья, цветы, ручные павлины и певчие птицы в золоченых клетках. Другой характерный прием создателей исламских садов — особое отношение к воде. Воды всегда было очень немного, но к ней относились, как драгоценности: её «подавали» зрителю в виде небольших изящных струек, неглубоких и прозрачных потоков, миниатюрных бассейнов.
Особенности исламского сада:
- Строгая геометричность и орнаментальность в планировке сада и цветников,
- Фонтаны, бассейны геометрической формы,
- Использование мозаики,
- Использование ароматических и овощных растений, экзотических плодовых.
Китайский сад
Главные принципы устройства китайского сада — это иерархия и гармония. Поэтому в ландшафте китайского сада обязательно есть определенный центр, ключевая композиция, для которой остальные элементы являются подчиненными.
В саду китайского стиля очень непросто определить грань между искусственным и естественным, между творением человеческих рук и природой. Китайский сад — это всегда стремление к совершенству, к идеалу в соотношении между землей и водой, возвышениями и равниной, растениями и открытым пространством.
Композиции, состоящие из полностью равноправных и равноценных элементов, столь обычные в японском стиле ландшафтного дизайна, для китайского сада нетипичны.
Впрочем, говорить о какой-то единой стилистике китайских садов нельзя. Как многообразна китайская культура, так разнообразны и сады.
Особенности китайского сада:
- Пейзажная планировка, плавные линии дорожек, водоемов, рельефа,
- Многоплановость и символичность композиций,
- Архитектурные сооружения, камни, подчеркивающие настроение ландшафта, эмоциональность композиций,
- Использование натуральных материалов в дизайне.
Японский сад
Японский сад — это прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание. На Востоке, и прежде всего, в Китае и Японии, садовому искусству с глубокой древности уделялось огромное внимание. В японских садах на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.
В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу
Сады и парки Японии отражают многие стороны национального характера и рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. Согласно дзэн, внешнее не существенно, главное находится внутри. Таким образом, основное назначение архитектуры садов и парков Японии — вызывать у человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном.
Особенности японского сада:
- Пейзажная, максимально приближенная к природе планировка, плавные линии дорожек, водоемов, рельефа,
- Асимметрия, неброскость пейзажей, отсутствие перегруженности деталями и аксессуарами,
- Символичность всех элементов и деталей пейзажа, воды, камня, и т.д.
- Продуманность картин, неожиданность открытия пейзажей.
Природные материалы, используемые в японском саду: камень, дерево, бамбук. Бамбук применяют для изготовления оград, фонарей, скамеек, стен чайных домиков, беседок, мебели. Обязательные элементы оформления: чайная беседка, сухой ручей, цукубай.
Патио
Патио — открытый внутренний дворик жилого помещения, с разных сторон окруженный стенами, галереями, воротами, решёткой или зелёной изгородью из деревьев и кустарников.
Топиар
Топиар — начавшееся в древности искусство фигурной стрижки деревьев и различных кустарников, придание растениям различной формы, например животных, архитектурных сооружений, людей и т.п.
Цукубай
Цукубай — каменная чаша для омовения рук и лица.